Томские изобретения
Томские дефектоскопы

Знаете ли вы, что такое
дефектоскоп?

Дефектоскоп – от лат. defectus (недостаток) и греч. "наблюдаю" – устройство для обнаружения дефектов в изделиях из металлов и неметаллических материалов. А вы знаете, что именно в Томске были сконструированы дефектоскопы для проверки рельсов Московского метрополитена? А еще с 1936 по 1941 год лабораторией дефектоскопии СФТИ было разработано 12 моделей дефектоскопа и проведено 3 научно-технических похода с дефектоскопами. В 1936 году ими было обследовано 1118 км пути Томской ж. д., в 1939 году был проведен большой поход Томск - Москва, во время которого было обследовано 4 370 км пути, а в следующем, 1940 году, проверено еще 3 060 км железнодорожных путей в СССР.

Томск в 1930-1940-х годах

 В 1925-м Томск утерял свою губернскую столичность, а в 1930-м и вовсе перестал быть центром округа. Город был изрядно потрепан революцией, Гражданской войной и репрессиями. Но по-прежнему оставался университетским центром Сибири. Промышленность не развивалась - зато продолжали открываться новые факультеты и вузы. 

Так, в 1930 г. на базе механического и паровозного факультетов Томского технологического института был открыт Сибирский институт транспорта, который в 1932 г. разделился на три вуза. Один из них, оставшийся в Томске, стал Томским электромеханическим институтом инженеров железнодорожного транспорта (ТЭМИИТ), который в 1961–1962 гг. был переведен в Омск. В 1931 г. на базе медицинского факультета ТГУ был создан Томский медицинский институт, будущий Сибирский государственный медицинский университет. 

В 1929 г. в городе восстановилась дореволюционная численность населения, но жил Томск теперь небогато.

К середине 1930-х годов общая протяженность дорог города составила 124,5 км , замощены из них были всего лишь 4,9 км.. Легкового извоза почти не было, работал только грузовой транспорт, принадлежащий госучреждениям. Планы трамвайного движения томичам обрушила все та же Первая мировая война (они появятся только в 1949 г., троллейбусы и того позже – в 1967-м). Единственным выходом оставались автобусы.

В Москве к 1926 году их курсировало уже больше сотни. Но томский комхоз (городской комитет по хозяйству), едва мог справиться с ямами и ухабами на дорогах, поэтому и думать не смел о таком транспортном прорыве. Но благодаря акциям всероссийского общества «Автопромторг», которыекомхоз выкупил аж на 30 000 руб., ему пообещали обеспечить 5 автобусов как раз на автобусный маршрут.

Утром 27 мая 1926 года, на станцию «Томск-2» прибыли два итальянских «Фиата» (остальные три автобуса обещали привезти позже). 1 июня открылось движение по одному из двух запланированных маршрутов. Автобусы отправлялись с перекрестка нынешних Кирова и Красноармейской. С 18-го мая 28 года с 7 до 23 часов уже восемь автобусов развозили томичей на службу и обратно.

Интервал движения — 18 минут. За проезд нужно было расплачиваться при входе - 7 копеек стоила одна «станция». Членам профсоюзов, красноармейцам и учащимся заранее раздавали льготные проездные, а дети до 5 лет могли кататься бесплатно. Тем не менее, долгое время Томск все-таки считался «городом пешеходов».

В истории города 1930-е отметились еще и масштабными разрушениями почти всех томских храмов. Зато в 1932-м начались регулярные радиопередачи, а в кинотеатре № 1 (ныне «Киномир») состоялась первая в городе демонстрация звукового фильма. Им стала картина «Для вас найдется работа» режиссера Ильи Трауберга о том, как работник колбасной фабрики из небольшого немецкого городка Клейнсбурга Франц Винер стал пламенным революционером.

Тогда же объединились профессиональные и самодеятельные художники Томска – в 1932-м состоялось организационное собрание, постановившее создать «Союз Советских художников». А волшебный Мизеров уже писал свои воздушные акварели и новорожденный Коля Рукавишников, будущий космонавт, посапывал в своей кроватке. 

В. Мизеров. Из фондов Томского областного краеведческого музея

С наступлением Великой Отечественной войны, город начал принимать и размещать эвакуированных из районов военных действий, несколько десятков промышленных предприятий, учебных, научных и культурных учреждений. Как в Гражданскую войну, начале 1940-х в Томске работало множество госпиталей, из города на фронт отправилось несколько крупных воинских формирований. 

Центром Томской области город стал лишь на исходе Отечественной войны, в 1944-м году.