Томские изобретения
Томские дефектоскопы

Знаете ли вы, что такое
дефектоскоп?

Дефектоскоп – от лат. defectus (недостаток) и греч. "наблюдаю" – устройство для обнаружения дефектов в изделиях из металлов и неметаллических материалов. А вы знаете, что именно в Томске были сконструированы дефектоскопы для проверки рельсов Московского метрополитена? А еще с 1936 по 1941 год лабораторией дефектоскопии СФТИ было разработано 12 моделей дефектоскопа и проведено 3 научно-технических похода с дефектоскопами. В 1936 году ими было обследовано 1118 км пути Томской ж. д., в 1939 году был проведен большой поход Томск - Москва, во время которого было обследовано 4 370 км пути, а в следующем, 1940 году, проверено еще 3 060 км железнодорожных путей в СССР.

Томские дефектоскопы в 1930-1940-е

Дефектоскоп – от лат. defectus («недостаток») и греч. σκοπέω («наблюдаю») – это устройство для обнаружения дефектов в изделиях из различных металлических и неметаллических материалов. 

 Дефектоскопы используются в транспорте, различных областях машиностроения, химической промышленности, нефтегазовой промышленности, энергетике, строительстве, научно-исследовательских лабораториях для определения свойств твердого тела и молекулярных свойств и в других отраслях; применяются для контроля деталей и заготовок, сварных, паяных и клеевых соединений, наблюдения за деталями агрегатов. Некоторые дефектоскопы позволяют проверять изделия, движущиеся со значительной скоростью (например, трубы в процессе прокатки), или сами могут передвигаться с большой скоростью относительно изделия (например, рельсовые дефектоскопы, тележки и вагоны-дефектоскопы). Существуют дефектоскопы для контроля изделий, нагретых до высокой температуры.

С 1936 по 1941 год лабораторией дефектоскопии СФТИ было разработано 12 моделей дефектоскопа. Профессор Томского государственного университета Сапожников А. Б. создал путевую дефектоскопную тележку СФТИ-13, имеющую огромное значение в обеспечении безопасности движения на железнодорожном транспорте. С целью оказания практической помощи железнодорожному транспорту было проведено 3 научно-технических похода с дефектоскопами:

1) В 1936 году обследовано 1118 км пути Томской ж. д.
2) В 1939 году был проведен большой поход Томск -Москва, во время которого было обследовано 4 370 км пути.
3} В 1940 году проверено 3 060 км железнодорожного пути.

Были сконструированы дефектоскопы для проверки рельс Московского метрополитена и рельс, изготовлявшихся Кузнецким металлургическим заводом.
 

С момента объявления войны Томский городской комитет ВКП(б) поддержал инициативу ученых (заслуженных деятелей науки, лауреата Сталинской премии профессора физики В.Д.Кузнецова, профессора-транспортника Н.И.Карташова, а также профессоров Б.П.Токина, А.Г.Савиных, К.Н. Шмаргунова и др.) и решил организовать Томский комитет ученых по оказанию помощи промышленности, транспорту и сельскому хозяйству в военное время. Состав комитета: 22 ученых, из них 17 профессоров, 3 доцента, бригинженер и секретарь горкома ВКП(б). 

В составе комитета имеются специалисты по физике, химии, биологии, технике, медицине, по сельскому хозяйству и военные специалисты. Томский комитет ученых начал координировать усилия ученых разных специальностей, организовывать комплексное разрешение вопросов, помогать вузам и научно-исследовательским институтам перестраивать тематику для обслуживания Красной Армии, оборонных предприятий, транспорта и сельского хозяйства.

Шла работа по непосредственному обслуживанию оборонных предприятий:

Так, в Сибирском физико-техническом институте научные сотрудники доц. А.В.Сапожников, асс. В.П.Кашкин, асс. А.С.Кузнецов и инженер Г.Н.Черноморцев по заданию заводов, изготовляющих минометы, сконструировали дефектоскоп для контроля стальных труб на трещины.

По заданию Томского подшипникового завода № 5 они разработали аппаратуру для контроля стальных прутков на продольные трещины. Выявляются трещины, выходящие на поверхность и имеющие осевое направление. Применяется способ порошков при циркулярном намагничивании.

Работы по обслуживанию транспорта - в лаборатории дефектоскопии СФТИ был разработан механизированный дефектоскоп (СФТИ - 12), выполненный по специальному заданию народного комиссара путей сообщения (исполнители: асс. Б.П.Кашкин и инж.Г.Н.Черноморцев).

Механизированный дефектоскоп был весьма удачным решением задачи по конструированию дрезины для передвижения двух-трех человек. В электрическом устройстве был использован новый принцип, повышающий скорость работы и разрешающий способность прибора. Дефектоскоп был испытан на железнодорожном транспорте на участках Томск-Асино и Семипалатинск - Барнаул. Проверка производилась по заданию ЦУП НКПС. Результаты испытания сообщены в НКПС.

Канатный дефектоскоп предложил доцент Валашев для контроля состояния каната в работе и предупреждения его обрывов... 

Помощь промышленности, сельскому хозяйству и транспорту. В первую очередь томские ученые решали вопросы обслуживания оборонных заводов. Так, по заданию Научного совета при Новосибирском облисполкоме ВКП (б) коллектив ученых Томского индустриального института занимался проектированием новых предприятий (по производству ацетона, кислорода и др.). Коллективом ученых была создана простая установка для получения карбида кальция, необходимого для Кемерово. Одним из крупных достижений коллектива сотрудников Сибирского физико-технического института было создания в 1944 г. дефектоскопной тележки модели СФТИ № 13 для выявления дефектов в рельсах, уложенных на железнодорожных путях. В отличие от предыдущих моделей эта тележка представляла собой легкой (весом около 50 кг) аппарат, передвигаемый одним человеком. Дефектоскоп СФТИ № 13 обнаруживал в рельсах все основные виды аварийных дефектов, а именно продольные и поперечные трещины головки, трещины подошвы, заходящие в шейку, трещины шейки и, наконец, самый опасный порок — пятна усталости в головке рельса, даже в том случае, когда последние открываются в виде едва заметной для глаза волосовины на одну из боковых граней головки. Опытные модели дефектоскопа проходили длительные испытания на Томской железной дороге. Испытания прошли успешно. В конце декабря 1944 г. решением специально совещания Народного комиссариата путей сообщения дефектоскоп СФТИ № 13 был принят на вооружение железнодорожного транспорта взамен не оправдавшего себя в работе велодефектоскопа Карпова.

Для деятельности комитетов ученых Сибири в годы войны была характерна тесная связь с промышленными предприятиями, что позволяло максимально сокращать путь от научной разработки до практического внедрения.

Так, на базе лабораторий и мастерских СФТИ была проведена большая работа по подготовке квалифицированных технических кадров, необходимых для госпиталей, транспорта и оборонных заводов. Было подготовлено 145 человек, в том числе 60 радиомонтажников, 46 рентгенотехников, 20 дефектоскопистов, 19 физиотехников [6, Л. 7-7 об].
 

"Красное знамя», 18 января 1942 г. «Ученый Совет университета представил в Комитет по делам о сталинских премиях при Совнаркоме СССР работу по электромагнитной дефектоскопии металлов, а также конструкцию нового дефектоскопа для железнодорожного транспорта. Авторами являются ассистенты П. П. Большаков и Б. П. Кашкин, доценты А. Б. Сапожников, Н. Н. Шилов и инженер-инструктор Г. Н. Черноморцев. Последняя модель дефектоскопа дает возможность точно и надежно выяснять дефекты в рельсах, совершенно незаметные для глаза. Дефектоскоп реагирует на обнаружение трещин звуковым сигналом, а также показанием стрелки контрольного прибора. Недавно дефектоскоп-12 был успешно испытан на участке Томск – Асино».

 

 Академик С. И. Вавилов в 1945 г. писал: «Академическая научная громада... направила без промедления все свои усилия, свои знания и умения на прямую или косвенную помощь фронту. Физики-теоретики от вопросов о внутриядерных силах и квантовой электродинамики перешли к проблемам баллистики, военной акустики, радио и т. д. Экспериментаторы, отложив на время острейшие вопросы космической радиации, спектроскопии и пр., занялись дефектоскопией, заводским спектральным анализом, магнитными и акустическими минами, радиолокацией. Специальные военные исследовательские институты, заводские лаборатории и непосредственно фронт явно почувствовали живое и полезное влияние научной мысли, сосредоточенной в Академии». 

Персоны:
 Cапожников Александр Борисович (1899 - 1980) Выпускник ТГУ. Специалист в области акустики, радиоэлектроники и магнитной дефектоскопии. В 1936-40гг. со своими учениками создал первые советские рельсовые дефектоскопы. В 20-30 годах под его руководством создавались первые в Сибири радио- и телепередающие станции. Среди его учеников А.С.Балакшин, В.Г.Денисов и другие.